Охарактеризуйте цифровую грамотность как компонент жизненных навыков. Образование в условиях цифровой экономики

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Тимофеева Наталья Михайловна
ФГБОУ ВПО "Смоленский государственный университет"
кандидат педагогических наук, доцент


Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования цифровой грамотности у людей пожилого возраста с целью адаптации их к новым современным условиям, улучшения качества их жизни. Раскрываются базовые навыки для взаимодействия с цифровой средой, формируемые в рамках программы "Основы компьютерной грамотности".

DIGITAL LITERACY AS A COMPONENT OF LIFE SKILLS

Timofeeva Natalia Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics


Abstract
The article deals with development of digital literacy among the elderly with the purpose of adapting them to new conditions, improving their quality of life. Describes the basic skills to interact with a digital environment, formed in the framework of the program "bases of computer literacy".

Грамотность, традиционно определявшаяся как умение читать и писать, в настоящее время стала учитывать стремительный рост распространения и использования цифровых устройств, ресурсов и услуг. Появилось понятие «цифровая грамотность », которое стало базовым компонентом образования и научно-технического прогресса и определяется как совокупность важнейших жизненных навыков . Как инструмент информационной деятельности оно включает в себя важные для современного человека группы навыков:

- компьютерную грамотность , сочетающую в себе пользовательские и технические навыки в области использования компьютерной техники;

- ИКТ грамотность , объединяющую в себе коммуникационную составляющую (навыки для использования сервисов и культурных приложений, поддерживаемых и распространяемых через Интернет), и информационную составляющую, под которой подразумевается способность оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать и использовать цифровую информацию.

Характерной проблемой современного мира является, то, что приобретение перечисленных навыков для людей более старшего поколения не всегда доступно и легко.

С 2012 года при Смоленском государственном университете на базе Социально-психологического центра открыто социальное отделение «Мудрость» для пожилых людей (Институт третьего возраста), где людям старшего поколения предоставляются дополнительные образовательные услуги по программе «Основы компьютерной грамотности». Основные содержательные разделы данной программы , :

Основы работы с персональным компьютером и архитектура компьютера;

Операционная система;

Текстовый редактор Word;

Возможности редактора Microsoft PowerPoint;

Приемы записи информации на внешние носители;

Возможности сети Интернет;

Система государственных структур.

В рамках указанной программы у пожилых людей формируются следующие базовые навыки цифровой грамотности:

1) навыки использования информации:

  • понимание значения информации в XXI веке;
  • знание, как выбрать источник информации в зависимости от вида деятельности и специфики задачи;
  • владение методами поиска информации;
  • умение критически оценивать информацию;

2) навыки отношений в информационной среде:

  • умение присоединиться к выбранному сообществу и участвовать в его жизни, например, участие в сообществах по интересам;
  • умение создавать аккаунты в социальных сетях;
  • способность взаимодействовать с людьми, живущими в различных частях планеты, например, по средствам электронной почты, социальных сетей, Skype;

3) владение языком медиа:

  • способность создавать корректные, ясные и последовательные информационные сообщения, например, с помощью электронной почты;

4) навыки творческого использования ИКТ:

  • умение подбирать необходимый контент;
  • умение создавать простые тексты и мультимедийные презентации с помощью специальных программных средств;

5) навыки в области этики в информационной среде:

  • знание о праве на доступ к информации и ограничениях, связанных с этим;
  • понимание обязательности соблюдения законов в отношении авторского права, права на неприкосновенность частной жизни;

6) навыки безопасности в информационной среде :

  • знание о необходимости защиты личной информации;
  • знание о рисках работы в компьютерных сетях.

Открытие подобных геронтологических структур призвано значительно улучшить качество жизни пожилых людей за счет их адаптации к новым современным условиям.

Похоже, слово «цифровизация» надолго вошло в повестку масштабных событий, посвящённых образованию. Это неудивительно: согласно принятой Правительством программе «Цифровая экономика» , к 2025 году система образования в России должна быть настроена так, чтобы подготовить к рывку в цифровое светлое будущее достаточное количество грамотных пользователей информационных технологий, обладающих необходимыми в XXI веке компетенциями.

Цифровизация экономики - это не просто перевод данных и процессов из «аналоговой» эпохи в цифровой вид.

Поэтому цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному Интернету. Это как начинать строительство нового дома с поклейки обоев и выбора люстры, вместо того, чтобы думать о фундаменте. Должен меняться сам подход, чему и как учить.

Цифровая грамотность

Казалось бы, грамотность - понятие, знакомое всем. Согласно самому общему определению, это степень владения основными когнитивными навыками: чтением, письмом и счётом на родном языке. Но с развитием технологий и усложнением информационного пространства, в котором мы существуем, представление о грамотности расширяется. Международные организации, которые пытаются классифицировать необходимые современному человеку компетенции, говорят о важности цифровой, информационной, научной грамотности. Часто эти виды грамотности пересекаются и дополняют друг друга.

Цифровая грамотность - это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми.

Существуют разные критерии развития цифровой грамотности. Например, Генри Дженкинс считает , что цифровая грамотность включает в себя умение работать с компьютером как «железом» (то есть вы должны понимать, как происходит взаимодействие человека и цифровой техники), понимание особенностей устройства и распространения цифровой информации (например, умение работать с ПО), понимание устройства сетевого сообщества и особенностей социальных медиа.

Дуг Белшоу выделяет восемь элементов цифровой грамотности, среди которых понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, умение создавать и распространять контент, навыки использования цифровые технологии для саморазвития.

Авторы разных концепций цифровой грамотности сходятся в одном: только понимание того, как устроена цифровая реальность, может научить человека контролировать «информационный шум» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

Чтобы жить в цифровой экономике долго и счастливо, человек должен обладать культурой потребления информации и уметь сделать выбор между условным томиком Донцовой и «Войны и мира», понимая свои потребности и природу этих произведений.

Очевидно, что цифровая грамотность - это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления программы по предмету «Информатика» или технического переоснащения школы. А без их развития фундамент цифровой экономики, увы, не построишь.

Индивидуализация образовательной траектории

Если учесть, что развитие цифровых технологий вытесняет из производства прежде всего работников «рутинного» труда, то конвейер массового образования, готовящий специалистов по одной программе, становится неактуален. К тому же эксперты уверены, что цифровая экономика требует от человека развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации - а этому способствует индивидуализация образования.

Цифровые технологии, приходя в систему образования, позволяют индивидуализировать процесс обучения и на этапе освоения нового материала, и на этапе контроля индивидуальных результатов. Возможности для этого создают такие проекты, как «Мобильная электронная школа» - система для учебно-методического сопровождения образовательного процесса, которая представляет собой социальную сеть для учителей, учеников и родителей, с учебным контентом, системами оценки и обратной связи.

Цифровые технологии предоставляют инструменты для развития смешанного обучения, преодоления ограничений классно-урочной системы с одинаковым для всех учебным планом и одинаковым временем для его освоения. Правда, в массовой школе эти возможности реализуются нечасто.

А если посмотреть на недавние обсуждения новой редакции ФГОС, которая вызвала возмущение учителей литературы , то возникает вопрос. Как сочетается беспокойство о том, что дети, переходя из одной школы в другую, могут испытывать неудобства из-за разности образовательных программ, с пониманием, что для цифровой экономики как раз важны такие качества, как умение адаптироваться к новым условиям и выстраивать свою собственную траекторию развития, постоянно выбирая из множества вариантов?

Непрерывное образование

Цифровая экономика кардинально меняет рынок труда: там, где компьютер может заменить человека, он его заменит. Выходом для лишившихся работы людей будет самозанятость, тем более что цифровые технологии дают новые возможности организации и развития бизнеса. Кроме того, в ближайшем будущем станет нормой регулярная смена профессии, да и нахождение в одной профессиональной сфере будет всё больше и больше требовать готовности к обучению. Концепция непрерывного образования предполагает, что жизнь человека не делится строго на период учёбы (до получения диплома) и работы, а обучение является постоянным процессом на протяжении всей жизни.

Для того, чтобы непрерывное образование становилось жизненной нормой, должна развиваться структура онлайн-образования и меняться отношение общества к обучению. И если первая задача напрямую связана с развитием онлайн-платформ, программного обеспечения, оцифровкой контента, то вторая - с развитием внутренней мотивации человека к учёбе. Как показало исследование НИУ ВШЭ, посвящённое образованию взрослых россиян, главная причина, почему взрослые не идут учиться новому - отсутствие внутренней потребности в этом.

А потребность такая формируется (или нет) с младших классов, при том не так важно, есть ли там интерактивная доска.

Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. А для этого, пожалуй, сами лидеры образования должны научиться не бояться уже наступившего будущего.

Об этом и многом другом будут говорить эксперты на Московском международном салоне образования - крупнейшем российском образовательном событии, которое пройдет с 18 по 21 апреля в 75-ом павильоне ВДНХ. Мероприятие будет интересно педагогам, тем, кто занимается организацией и управлением в образовании, а также родителям.

Стремительный рост количества цифровых ресурсов и устройств за прошедшее десятилетие практически сформировал ландшафт новой эпохи – эпохи цифровых устройств, ресурсов и услуг, с одной стороны, и развертывания глобальной информационной медиа среды – с другой. При этом отмечается рост влияния глобальной медиа среды на человечество как системы трансляции, передачи, накопления, создания и распространения знаний в информационном обществе.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг.

Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков:

компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров,

ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе международного опыта сформулировала «индикаторы развития информационного общества», определяя цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. В мае 2007 г. были утверждены 16 ключевых индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области образования в условиях формирования информационного общества. Многие из них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ, гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в непрерывном обучении на протяжении жизни. Высокая ценность этих ключевых навыков, несомненно, требует непрерывного развития цифровой грамотности граждан. Существуют и другие индикаторы, включающие навыки в области ИКТ. Например, международная образовательная мобильность студентов вузов становится возможной благодаря возможности продолжать обучение в удаленном режиме. Профессиональное развитие преподавателей и учителей является еще одним ключевым индикатором, который достигается за счет использования электронного обучения, дистанционных курсов, формирующих новые методические навыки, впоследствии применяемые в педагогической практике. Эти примеры показывают важность цифровой грамотности для достижения целей информационного общества. Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на все области современной жизни и профессиональной деятельности.

Для семи из шестнадцати индикаторов развития информационного общества центральную роль играет именно цифровая грамотность. В прошлом веке сдвиг от производства товаров к предоставлению услуг привел к построению экономики, основанной на информации и знаниях. Компьютеры заменяют работников в выполнении рутинных физических и умственных задач, но они же дополняют творческий, исследовательский, интеллектуальный труд. Современные организации и компании столкнулись с проблемой реструктуризации рабочего процесса, что означает появление распределенных организационных структур, децентрализацию процесса принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом. Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена информацией и компьютерного моделирования производственных процессов. Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а доля нерутинных аналитических и интерактивных задач возрастает. Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде, использовать информационные технологии и производить новые знания.

Этим навыкам редко учат в школе (веб-сайт «Партнерства во имя навыков XXI века» – www.21stcenturyskills.org). Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами на основе использования ИКТ.

1. Цифровая грамотность служит катализатором развития, содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных и профессиональных навыков.

Цифровая грамотность учителя объединяет важные группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ грамотность (набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений), информационная составляющая (способность находить оптимальные решения, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию), что чаще всего используют учителя в своей профессиональной деятельности.

Цифровая грамотность дает возможность педагогу продолжать обучение в удаленном режиме, уделять время не только рутинному, зачастую монотонному изучению материала, но и самостоятельное, более гибкое, интегрированное обучение.

2. Оценка цифровой грамотности педагогического состава нашего учебного заведения находится на достаточно высоком уровне.

Я работаю в МБОУ СОШ №14 г. Пушкино,Московской области. В тесном сотрудничестве с Московской областной библиотекой, которая находится рядом со школой и так как открытие новой школы было осуществлено в ноябре 2014 года, в которой все классы оснащены компьютерами и мультимедийными досками, что способствует успешному обучению учащихся.

Обучающиеся легче получают доступ к информации по мере того,как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступно сравнению с традиционными, бумажными ресурсами обучения.Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая обучающимся и используемая ими в частой жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями.

С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая обучающимся различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами. Самая трудная задача- научить обучающихся синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников.

3. Характеризуя принципы становления новой школы, можно выделить несколько основных векторов изменений в учительско-ученических отношениях.

  • увеличение самостоятельности и ответственности учеников за результат образовательной деятельности;
  • расширение круга источников знаний и учебной информации;
  • индивидуальный труд превращается в совместную деятельность;
  • образовательное пространство расширяется, выходит за пределы классной комнаты;
  • учитель не знает и не должен знать всех ответов;
  • оценка учителя все в большей степени сменяется самооценкой школьников, их взаимной, а также автоматизированной оценкой.
  • уходят в прошлое традиционные инструменты учебной работы;
  • учителя начинают связывать свой профессиональный рост не с углублением и расширением знаний по школьному предмету, а с совершенствованием общепедагогических навыков, знаний и умений.

4. Факторы, сдерживающие развитие цифровой грамотности учителя (в сравнении).

Преимущества: систематический характер воздействия на учащихся; знание психолого- педагогических особенностей возрастных групп учащихся, владение широким спектром современных форм и методов обучения; владение инновационными педагогическими технологиями.

Недостатки: отсутствие представления о многообразии информационных ресурсов; слабое владение алгоритмами информационного поиска; незнание методов аналитико- синтетической переработки информации; слабое владение технологией подготовки информационных продуктов.

Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых технологий на общие измеряемые результаты обучения.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами.

Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ – доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети, поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями; следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление социальным поведением. Ниже показано соотношение компонентов цифровой грамотности и базовых компетенций.

Доступ к информации определяется как идентификация информационных источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно применить существующие традиционные организационные или классификационные схемы для оценки содержания источника. Например, книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением, заслуживающим доверия. Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников. Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую разные типы данных должны обрабатываться одновременно.

Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты, таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.

Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков, способных поддерживать процесс творчества. ИКТ стимулируют формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.

Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.

Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточной грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.